Top.Mail.Ru

 

                 Заняткі

Классный час

"Евгений Наумович Карпенков – 

гордость заболотской земли"

 

Усё пакінуць след павінна,

Бо, як пачаўся белы свет,

Прамень, пясчынка і расінка

Нязменна пакідаюць след.

                               П. Броўка

Оборудование и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, научные статьи о Е.Н.Карпенкова, газеты со статьями о Е.Н. Карпенкове.

Цель: воспитание чувства гордости за знаменитого земляка.

Задачи:

 познакомить учащихся с жизненным и трудовым путем знаменитого соотечественника Евгения Наумовича Карпенкова;

 раскрыть трудовую и общественную деятельность, успехи и достижения директора Заболотской школы Карпенкова Евгения Наумовича;

 воспитывать чувство гордости за свою малую родину, за знаменитого соотечественника.

Форма: круглый стол.

Ход мероприятия

Руководительпо ВПВ.Мы обязаны знать историю своей малой родины, свои корни, своих предков, соотечественников, трудолюбивых, талантливых, искренних людей. Ведь самое большое богатство малой родины – это ее жители, добрые, щедрые, трудолюбивые люди.

Сегодня мы поговорим о Евгении Наумовиче Карпенкове, гражданине, педагоге, патриоте, бывшем директоре Заболотской средней школы, оставившем свой след на нашей земле. Под словом «след на земле» мы подразумеваем действия, поступки человека, благодаря которым его можно было бы запомнить. Для нескольких поколений учащихся и преподавателей нашей школы Евгений Наумович Карпенков остается знаковой фигурой.

Классный руководитель. Тема классного часа «КарпенковЕ.Н. – гордость Заболотской земли».

Какие задачи мы должны решить? (Учащиеся формулируют задачи классного часа. Классный руководитель уточняет их).

Задачи:

 познакомить учащихся с жизненным и трудовым путем знаменитого соотечественника Евгения Наумовича Карпенкова;

 раскрыть трудовую и общественную деятельность, успехи и достижения директора Заболотской школы  Карпенкова Евгения Наумовича.

Руководительпо ВПВ.Детство Евгения Наумовича Карпенкова было очень тяжелым и голодным. У него была одна мечта – выжить.

1 ученик.Карпенков Евгений Наумович родился 25 августа 1930 года в селе Яш-Буды Краснопольского района Могилевской области в многодетной семье. Семья жила в очень тяжелых условиях.

Евгений Карпенков учился на Выдренской семилетке, которую окончил в 1946 году. «Я помню такой случай,   – вспоминал Евгений Наумович. – Пришёл на экзамен по математике, а учительница спрашивает: "Женя, тебя пчелы ужалили?" (лицо опухло от голода). Вечером к нам домой пришла учительница и принесла нам хлеба». В 1933 году от голода умер его брат Александр.

2 ученик. Евгений Наумович поступил в Белорусское электротехническое училище связи в Пинске, которое окончил в 1950 году.

В том же году он начал работать техником междугородней телефонной станции в Риге, но ненадолго, так как был призван в ряды Советской Армии. Зачислен в роту связи по подготовке офицеров запаса в городе Бресте. Демобилизовался в звании офицера.

После демобилизации работал техником на междугородней телефонной станции в городе Барановичи и одновременно учился в вечерней школе для получения среднего образования (поскольку имел только специальное образование).

Руководитель по ВПВ. С 1953 по 1958 год учился в Гродненском педагогическом институте имени Янки Купалы на физико-математическом факультете, который окончил с красным дипломом.

3 ученик. Учеба в институте была очень интересной и в то же время очень напряженной. Он уже был самостоятельным человеком. В институте возглавлял комсомольскую организацию курса, был членом стипендиальной комиссии, заведовал ленинской комнатой в общежитии. Там он был зачислен кандидатом в члены партии.

В студенческие годы Евгений Карпенков выделялся среди студентов своим серьезным подходом к учебе и жизни, настойчивостью, трудолюбием и активностью.

Руководительпо ВПВ. В августе 1958 года Евгения Наумовича Карпенкова отправили в бывший Радунский район. Молодому учителю предложили возглавить Заболотскую школу, которая тогда была ещё семилеткой.

В течение 33 лет Евгений Наумович работал директором Заболотской школы и выпустил около 1527 выпускников.

4 ученик. Годы работы в школе пролетели в заботах, радостях и печалях. Не было достаточно времени, чтобы осмотреться. Звали все новые дела, появлялись новые проблемы.

Поначалу проблемой была теснота. В 70-х годах ХХ века началось строительство новой просторной школы на 1176 мест.

Директор успевал и строительством заниматься, и учебным процессом руководить, и семье уделял внимание.

5 ученик. Евгений Наумович прославился среди школьных руководителей как новатор: по электрификациии «старой» школы, организации сельскохозяйственных работ, ученических производственных бригад, учительской и ученической художественной самодеятельности, строительству многоквартирного дома для учителей. Он основал этнографический музей «Спадчына».

Благодаря Евгению Наумовичу Забалотская средняя школа вошла в тройку лучших в Вороноском районе, в ней была создана мощная материальная база, особенно для трудового обучения, которому он уделял большое внимание. Дети побывали в лагерях отдыха, работалив трудовыхбригадах.

6 учащихся. Евгения Наумовича в Заболоти и её окрестностях знали все: и стар, и млад. Его встречали с уважением. Много лет подряд односельчане избирали своим депутатом. Он пытался оправдать их доверие, выполнял свой общественный долг. Он слыл хорошим садоводом и огородником, его называли «мичуринцем».

Руководительпо ВПВ. Жизнь Евгения Наумовича – это жизнь для других, жизнь, предназначенная Богом стать учителем, жизнь для учеников.

Но, наверное, этого бы не было, если бы с ним не была Александра Дмитриевна, его жена, учитель русского языка и литературы,  удостоенная звания «Заслуженный учитель БССР».

В 1960 году Евгений Наумович и Александра Дмитриевна поженились, воспитали дочь Татьяну и сына Юрия, которые теперь сами имеют семьи. Юрий Евгеньевич, инженер-экономист в Санкт-Петербурге. Татьяна Евгеньевна, врач-офтальмолог – в Осиповичах.

7 ученик.За педагогические заслуги Е.Н. Карпенков удостоен почетного звания «Заслуженный работник народного просвещения Белорусской ССР», ордена Трудового Красного Знамени, медалей «За доблестный труд», «Ветеран труда», Почетной грамотой Министерства просвещения БССР, Почетной грамотой ЦК ЛКСМ Беларуси, Грамотой Гродненского обкома ВЛКСМ, грамотами и наградами райотдела образования и Вороновского райисполкома.

8 ученик. В 1960 году Евгений Наумович был избран делегатом съезда учителей  БССР, а в 1968 – делегатом Всесоюзного съезда учителей в Москве. В 1990 году его портрет был помещен на районную Доску почета. Присвоено звание «Персональный пенсионер» и назначена пенсия «За особые заслуги перед Республикой Беларусь». В связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне за доблестный труд в области науки и образования имя Е. Н. Карпенкова занесено в районную книгу «Память». Вороновский район», а в 2019 году за высокий профессионализм была объявлена благодарность в связи с 75-летием образования Гродненской области.

Руководительпо ВПВ.Евгений Наумович был частым гостем на мероприятиях, посвящённых Дню учителя, вечерах встречи, школьных юбилеях. О нем рассказывают на уроках, классных  и информационных часах.

Я, Войшнис Фаина Стефановна, написала статью о Е.Н. Карпенков «Беспокойный жизнелюб». Анастасией Мингилевич под моим руководством был составлен проект «Выдающиеся педагоги Заболотчины», написана статья «Он – лучший!».

9 ученик. 17 сентября 2022 года Заболотской школе присвоено имя Евгения Наумовича Карпенкова. В важный и волнующий день собрались ученики и учителя школы. Сюда приехали выпускники. На церемонии присутствовали родственники Евгения Наумовича – вдова Александра Дмитриевна, дети – инженер-экономист судостроительного завода, житель Санкт-Петербурга Юрий и врач-офтальмолог Осиповицкой больницы Татьяна, внучка Алена.

Руководитель отдела образования райисполкома Люленко Валентина Винцентовна вручила удостоверение о присвоении учреждения имени Е.Н. Карпенкова директору Заболотской школы Надежде Ивановне Юшевич. Его дети – Юрий Карпенков и Татьяна Артамонова – открыли памятную доску под бурные аплодисменты соотечественников.

Руководительпо ВПВ. Я также горжусь тем, что училась в Заболотской средней школе, директором которой был принципиальный руководитель, неугомонный жизнелюб, добрый, тактичный Евгений Наумович. Школьные годы прекрасны, как поется в песне, их никогда не забыть. Интересные вечера, встречи,  конкурсы, экскурсии, походы, выезды агитбригады и прощальные выпускные. В 1982 году Евгений Наумович встретил меня вежливо, по-отечески, и взял на работу учителем. Я погрузилась в дружескую атмосферу сплоченного коллектива, который был единым организмом во всем: в работе, в общественной деятельности, в отдыхе. Евгений Наумович знал потенциал каждого учителя. Общительно, но требовательно помог каждому сотруднику найти наиболее оптимальные формы и методы работы сучениками. Мы были и будем ему благодарны за все годы нашей совместной работы.

 

Рефлексия.

Классный руководитель.

- О ком сегодня был разговор?

- Кто такой Евгений Наумович Карпенков?

- Как вы думаете, почему наша школа носит его имя?

- Можно ли сказать, что Евгений Наумович оставил след на земле?

Руководительпо ВПВ. Знать своих соотечественников –священный долг истинного гражданина Беларуси (обращение к эпиграфу).

Каждый должен знать своих знаменитых соотечественников, своих предков, должен уважать своих родителей, любить и оберегать свою землю, чтобы не быть Иванами, не помнящими своей истории и наследия.

От каждого из нас зависит, сохраним ли мы все созданное руками наших предков, приумножим ли мы славу родной страны, родного села, будут ли гордиться нами потомки, скажут ли они «спасибо» нам за то, что оставили им прекрасную, цветущую землю.

Очень бы хотелось, чтобы эта встреча не прошла для вас бесследно, чтобы она зажгла  маленький огонек доброты, сострадания, который и дальше будет освещать ваш путь, согревать тех, кто близко к тебе. Оберегайте этот свет от жизненных холодов и невзгод.

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсіі

 

2024-03-17 23:54 Экскурсія “СТУПА І ТАЎКАЧ У ФОНДЗЕ ЭТНАГРАФІЧНАГА МУЗЕЯ “СПАДЧЫНА” Мэта: скласці атрыбуцыю рэчыўных прадметаў музейнага значэння: ступы і таўкача; вызначыць іх ролю у жыцці нашых продкаў. Задачы: ...
Экскурсія “Тавары з Забалацкага кірмашу”
2022-10-17 21:06 Экскурсія “Тавары з Забалацкага кірмашу” Войшніс Ф.С., кіраўнік этнаграфічнага                           музея “Спадчына” Мэта: выклікаць цікавасць да асобных музейных прадметаў   этнаграфічнага му...

Урок у музеі

“Ой лянок, лянок мой чысты, валакністы, залацісты!”

Літаратурна-этнаграфічная гасцёўня

(5 клас)

Літаратурна-этнаграфічная гасцёўня “Ой лянок, лянок мой чысты, валакністы, залацісты!”, якая была праведзена ў этнаграфічным музеі “Спадчына”, пазнаёміла вучняў 5 класа (класны кіраўнік Яніна Яўгеньеўна Міхайлава) з прыладамі для апрацоўкі льну і паэтычнымі творамі, прысвечанымі цяжкай жаночай працы; садзейнічала выхаванню цікавасці да мінулага роднага краю, беларускай паэзіі, павазе да сялянскай працы, традыцый беларускага народа.

Кіраўнік музея Фаіна Стэфанаўна Войшніс пазнаёміла пяцікласнікаў з калаўротам, прасніцай, верацяном, церніцай, траплом, грэбенем, кудзелю на прасніцы, сукалам, саматканымі ручнікамі, абрусамі, ткацкім станком.

 Вучні чыталі  вершы М. Машары  і В. Вярбы “Ручнікі”, М. Танка “Расшытае крыжыкам”, В. Ракава “Неданошаныя кашулі”, Я. Крупенькі “Беляць палотны”, Д. Бічэль “Кросны”. Пад гучання беларускай народнай песні “Ох, і сеяла Ульяніца лянок” дзяўчынкі спявалі і танцавалі, імітуючы ўсе згаданыя  дзеянні.

Віды вышыўкі. Асаблівасці беларускай народнай вышыўкі. Вышыўка ў тэхніцы “Набор”

Урок працоўнага навучання

Яніна Мар’янаўна Анаровіч, настаўніца працоўнага навучання, пазнаёміла дзяўчынак з тэхнікай вышывання гладдзю, паўкрыжом і крыжом. Фаіна Стэфанаўна Войшніс, кіраўнік этнаграфічнага музея “Спадчына” правяла для пяцікласніц  у школьным музеі экскурсію “Вышыўка і ткацтва як від дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва”.  Паведаміла вучаніцам пра спосабы вышыўкі, пра ролю вышыўкі ў жыцці нашых продкаў, пра  майстэрства мясцовых вышывальшчыц. Пазнаёміла з музейнымі вышыванкамі, сурвэткамі, ручнікамі, вышытым арнаментам на кашулях.

Урок-экскурсія садзейнічала выхаванню у дзяўчынак любові і павагі да свайго краю, народа, яго традыцый, промыслаў.

Пазнавальная экскурсія “Лепш нічога няма свайго роднага вугла”

Кіраўнік этнаграфічнага музея “Спадчына” Ф.С. Войшніс сумесна з  выхавальнікам інтэграванай групы навучання і выхаванн Л. І. Глушэнь правялі з выхаванцамі пазнавальную экскурсію “Няма нічога мілей свайго роднага вугла”. Гэтая экскурсія прывабіла дашкольнікаў цікавай экспазіцыяй, магчымасцю пагуляць з экспанатамі.

Перад наведваннем музея дашкольнікі пазнаёміліся з ілюстраваным матэрыялам з папкі “З куфэрка бабулі”, створанай Людмілай Іосіфаўнай Глушэнь паводле часопіса “Вясёлка” (“музей Вясёлкі”).

Фаіна Стэфанаўна апавядала дзецям пра жыццё беларусаў у пачатку ХХ стагоддзя, знаёміла з інтэр’ерам сялянскай хаты, асноўнымі прадметамі вясковага побыту, з прадметамі гаспадара, гаспадыні, з ткацкімі прыладамі і вырабамі. Дзеці гулялі ў гульню “Хустачка”, адгадвалі загадкі, спявалі беларускую народную песню-танец “Бульба”, называлі прыказкі і прымаўкі, расказалі верш “Я люблю сваю хату”.

Пазнавальная экскурсія ўзбагаціла слоўнік дзяцей на аснове паглыблення ведаў пра прадметы і з’явы навакольнага свету; далучыла іх да багацця беларускай мовы праз малыя жанры (гульні, загадкі, прыказкі і прымаўкі, песні); садзейнічала выхаванню павагі да гістарычнага мінулага сваёй краіны, цікавасці да нацыянальных і агульначалавечых каштоўнасцей.

Загадкі ў музейных прадметах

Гульня-спаборніцтва

З выхаванцамі ГПД №1 (выхавальнік Р.І. Чапля) кіраўніком этнаграфічнага музея “Спадчына” Фаінай Стэфанаўнай Войшніс праведзена гульня-спаборніцтва “Загадкі ў музейных прадметах”. Для гульні выкарыстоўваліся экспанаты. Каманды “Верасок” і “Васілёк” заўзята адгадвалі, што знаходзіцца ў “чароўным” кошыку, падбіралі прыладу, знаходзілі адгадкі сярод экспанатаў музея, разгадвалі загадкі-пытанні, загадкі-жарты, загадкі-задачы. Яны ўдзельнічалі ў гульні “Забі гол”.

Каштоўнасць загадкі ў тым, што яна ў высокапаэтычнай форме адлюстравала гаспадарчую і працоўную дзейнасць чалавека, яго жыццёвы вопыт. Гэта сродак забавы і пацехі для дзяцей.

Гульня вучням спабалася. Яны былі актыўныя, кемлівыя, назіральныя, разважлівыя. 

Top.Mail.Ru google-site-verification=qdfyVLnF0XqW4z_zbAcUO5CPzEfFXwZG8ruI7E8EvsA google-site-verification: google6c9153f8f6561b92.html